Интеграционный инновационный проект "Школа взаимопомощи"

«Школа взаимопомощи», созданная на базе 3 отделения Психоневрологического интерната №9, является инновационной интеграционной моделью социализации, эффективным, прогрессивным и социально значимым опытом в работе с лицами, проживающими в условиях психоневрологического интерната. Проект наставничества «Школа взаимопомощи» является конкретным решением огромного спектра проблем и направлен на улучшение качества жизни получателей социальных услуг и улучшение качества предоставления социальных услуг.     

 Помимо многопрофильной подготовки участников, важнейшем фактором в данном проекте выступает понятие равенства, которое основывается на одинаковой ценности и достоинстве, когда участники одновременно являются «нуждающимися» и «помогающими», соблюдая при этом все правила субординации и имея четкие границы ответственности. Ответственность, субординация, понимание своих наставнических ролей – залог безопасного общения. Для подобного рода участников проекта огромным ресурсом является само учреждение (психоневрологический интернат), обеспечивающее, помимо этого, юридическую защиту и полную законодательную и нормативную базу. Внутри системы учреждения сам волонтер может учиться, получать практические навыки, делиться переживаниями, общаться, совершенствоваться, получать профессиональную и человеческую поддержку. Учитывая предоставление участнику «Школы взаимопомощи» всех видов социальных услуг на базе учреждения, то есть отсутствие необходимости на данном этапе самостоятельно решать бытовые, житейские, материальные вопросы и возможность полностью погрузится в волонтерское движение, вопросы мотивации и стремления к данному виду деятельности не нуждаются в корректировке.

Зачастую, изначальная мотивация для участника любого добровольческого движения — нить, дающая возможность раскрыть свой потенциал, почувствовать себя нужным кому-то. Одна из наиболее важных и ценных сторон данного проекта – предоставление выбора из целого горизонта возможностей. Здесь изначально работа строится на уровне диалога участника школы — будущего наставника и любым членом профессиональной реабилитационной бригады, от врача до социального работника. Несмотря на наличие профессионального руководителя Школы, у группы есть свои правила и традиции, безусловная возможность к проявлению социальной активности, творчества и креативности. 

Доверие на уровне учреждения, расширение границ ответственности, перспективность сотрудничества, сопереживание к подопечным, владение всем спектром проблем изнутри, методика профессионального сопровождения волонтеров многопрофильной бригадой специалистов, возможность коррекции работы на любом этапе, методическая, психологическая поддержка, соответствие всем принципам и канонам реабилитации, непрерывность и динамичность процесса – далеко не полный перечень преимущества нашего проекта «Школа взаимопомощи». Обретение самоуважения, уверенности, престижа в глазах окружающих, новая модель поведения, возможность развития и роста, а возможно и новое профессиональное поприще – бесценная приобретенная социальная роль для волонтера. Индивидуальный, многопрофильный и профессиональный подход к работе с каждым подопечным – новый этап в улучшении качества жизни получателей социальных услуг.

Е.А. Петрова, заведующая 3 отделением